Общее в воспитании детей и собак
Собаки, выполнявшие когда-то в жизни человека определенные функции, с годами становятся просто домашними любимцами и полноценными членами семьи.
Кто-то решается на собаку, прежде чем решится в будущем на ребенка – эдакий «пробник» маленького человека. Кто-то наоборот – в декрете понимает, что вот сейчас то самое время, когда можно воспитывать параллельно человеческого и собачьего ребенка. А кто-то выпускает из своего родительского гнезда повзрослевших птенцов, начинает скучать, и чтобы скрасить одиночество, приглашает в дом четвероногого друга.
Мотивы заведения собак могут быть разными (о них мы поговорим в отдельной статье), но общее во всех ситуациях то, что любого пса нужно воспитывать. Как и ребенка.
Какие же общие принципы воспитания можно выделить для детей и для пёселей?
Первый принцип - последовательности. Или, иными словами, «Нет- значит нет», а не «нет, но». Рассмотрим две наглядные ситуации.
Приходите вы, значит, в магазин с малышом. В магазине этом все по маркетинговому фэншую – вкусно пахнет выпечкой, а треклятые киндеры лежат ровненько на уровне детских ручек. Но вы – кремень, и на все уговоры ребенка стойко отвечаете, что пришли за молоком и ничем более. Ваша стойкость нерушима. Ровно до тех пор, пока прелестное создание не находит ключик к вашей уступчивости – начинает ныть, плакать, молить о вкусняшке, ну и в крайнем случае стучать ногами или даже головой о грязный магазинный пол. Ваше родительское сердце (ну или растущее чувство стыда) не выдерживает и соглашается на то самое шоколадное яйцо. Лишь бы дитятко уже наконец прекратило себя так вести.
Какой вывод делает в своей голове ребенок? Надо громче кричать/жалостливее плакать/сильнее биться головой и тогда мне обязательно купят то, что я попросил.
Ну и вторая ситуация: вы усиленно работаете за компьютером, когда маленькое шерстяное создание тащит к вам игрушку и радостно тыкается ей в ту часть вашего тела, до которой может достать. Но вы заняты и не готовы сейчас оторваться и переключиться на веселую игру. Щенок недоумевает, как вообще такое может быть, и начинает поскуливать, потом подвывать, а еще, вполне возможно, облизывать или покусывать вас за штанины… На каком-то этапе вы решаете, что проще уже поиграть, чем продолжать терпеть вот это вот все. Что понимает собака? Чтобы получить желаемое, нужно… ну, вы поняли логическую цепочку, в собачьей голове причинно-следственные связи выстраиваются довольно быстро. Что в следующий раз собака будет делать, когда захочет обратить на себя внимание? Ровно то действие, которое привело к успеху в предыдущий раз.
Поэтому, если уж вы сказали свое «нет» - идите до конца. А еще лучше, прежде чем что-то сказать, тщательно взвесьте ответ и возможные последствия.
Последовательность и предсказуемость максимально важны!
Принцип второй – предсказуемости. И дети, и собаки – существа режимные. Они комфортно себя чувствуют в регулярной последовательности повторяющихся действий: проснулись – погладились – покушали – собрались и пошли на прогулку. И так хорошо бы каждый день. Но когда человек утром гладит собачьи ушки и зацеловывает во все брыли, а после работы срывает на ней злость после тяжелого трудового дня и начальника – идиота, собака понимает, что человек – существо непредсказуемое и его надо опасаться. Рушится та самая база безопасности (если, конечно, ранее она была сформирована). Собака хуже идет на контакт, меньше проявляет инициативы и готовности заниматься с таким человеком.
Та же самая история у детей: мама утром с любовью приготовила завтрак и заплела косички, а придя уставшая с работы, накричала из-за ерунды. А в другой день принесла вкусный торт. И вот попробуй, угадай, в каком настроении сегодня будет мама... Ребенок начинает переживать заранее и такая тревожность вполне может перерасти во что-то большее (тревожное расстройство, невроз). Дети вырастают с тревожно – избегающим типом привязанности, им очень сложно строить близкие и доверительные отношения с любыми людьми.
Следующий принцип – принцип поощрения
Про метод положительного подкрепления мы в современном мире уже давно знаем: поощряйте то действие, которое вам нравится, и оно будет повторяться чаще. Хотите, чтобы собачка научилась сидеть – хвалите и давайте кусочек за каждую посадку, закрепляя это голосовой командой. В человеческой педагогике все то же самое: правильное поощрение закрепляет поведение человека. Оно может иметь разные формы: одобрительный взгляд, пожатие руки, премия, награда.
При этом важно соблюдать и в отношении детей, и в отношении собак одно и то же правило – поощрение должно быть своевременным (тот, кого вы поощряете, должен четко понимать, за что его награждают).
Вообще, хорошо об этом аспекте написала Карен Прайор в книге «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя» - очень рекомендуем к прочтению.
Работает только вовремя
Принцип наказания. Сразу оговоримся, что мы совершенно не сторонники наказаний ни для детей, ни для собак. Поэтому не будем учить наказывать – это и так происходит повсеместно. Скажем только, что здесь тоже максимально важна своевременность: отложенное по времени наказание не работает и никогда работать не будет! Если вы приходите домой и видите погрызанные кроссовки и перевернутые горшки с цветами, совершенно бесполезно кричать на собаку, она не поймет, с чего это вы вдруг орете (тут возвращаемся к пункту 2 – принципу предсказуемости). Наказание может работать, только если оно дается своевременно и соответствует возрасту и тяжести проступка – это касается и детей, и песелей.
Принцип практики, или «расскажи-покажи-сделай»
Когда обучаем собаку, мы сначала показываем, какое действие ожидаем увидеть (например, ведем за кусочек к левой ноге и усаживаем), называем это голосовой командой (Рядом), а через некоторое количество повторений просим собаку выполнить это действие самостоятельно по нашей команде. Когда мы занимаемся с ребенком, например, графомоторикой (обводим рисунок по точечкам), мы тоже показываем и проговариваем, что надо вести линии от одной точки к другой, и только потом просим ребенка сделать это самостоятельно.
Отвлекусь здесь на один случай из практики моей коллеги – кинолога: как-то к ней на консультацию пришла пара с немецкой овчаркой и запросом на то, что она никак не может научиться сидеть по команде. На вопрос коллеги, каким образом собаку учили этому навыку, люди ошеломленно ответили: «Немецкие овчарки же такие умные, они сами могут, зачем их этому учить?». Так вот – надо! И собак, и детей нужно учить разным навыкам, кроме набора инстинктов и работы рефлексов никаких автоматических действий в них не встроено)
Принцип примера. Вот не зря же говорят: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Как оказалось, и с собаками это правило тоже работает!
Детские ролевые игры – очень наглядный пример того, как малыши копируют поведение взрослых. Девочка, играя в дочки-матери, запихивает кукле в рот ложку с воображаемой кашей, приговаривая: «Ложечку за маму, ложечку за папу…» - прямо как делает бабушка, приезжая в гости.
Собаки легко копируют поведение других собак: попробуйте оставить одну лающую собаку пожить с собакой, тянущей поводок – на выходе вы наверняка получите двух собак, лающих и тянущих.
Но интересно то, что животным в принципе свойственна имитация. Клаудиа Фугацци – автор метода Do As I Do, в котором собака учится и повторяет действия за человеком согласно правилам имитации (подробнее об этом методе можно узнать в книге автора).
Пример поведения человека является важным элементом воспитания и он не ограничивается конкретным временем занятия, а имеет значение повсеместно в жизни (вспомните об этом, когда в очередной раз, оторвавшись от своего смартфона, попросите ребенка почитать книги по списку).
И собаки, и дети – прекрасные создания) И зачастую много проблем с ними возникает именно из-за ошибок в воспитании. Конечно, в статье мы осветили далеко не все возможные рекомендации, но постарались рассказать о базе, на которой вы можете строить крепкие и доверительные отношения с такими маленькими, но такими важными в нашей жизни созданиями.
Комментариев пока нет